Как делать выводы?
По результатам исследования необходимо сделать выводы и умозаключения.
ВЫВОД - логический итог исследования, заключение.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - утверждение, выведенное из одного или нескольких суждений.
Вспомни, какая цель перед тобой стояла, какие задачи необходимо было решить, каков был план исследования?
![]() |
Запиши в полевую тетрадь, достигнута ли цель исследования, решены ли задачи, осуществлен ли план. |
Пример.
Цель была достигнута, поставленные задачи решены, план исследования осуществлен.
![]() |
Запиши выводы и умозаключения, к которым ты пришел в результате решения задач. |
Пример.
Задачи:а) узнать, когда появились первые краски;б) выяснить, где люди впервые стали рисовать красками;в) определить, какие виды красок существуют в настоящее время.Выводы:(а)Первые краски появились в эпоху позднего палеолита, около 25000 лет назад.(б)Точно определить, где впервые люди начали рисовать красками, практически невозможно, потому что в разных частях нашей планеты, в том числе и на территории России, были найдены пещеры, на стенах которых находятся цветные рисунки времен палеолита.(в)В настоящее время существует более десяти видов красок для различных видов художественной деятельности, которые делятся на клеевые и масляные.
Теперь обратись к гипотезе или гипотезам, которые ты выдвигал в начале исследования. Успешным считается исследование, в ходе которого рабочая гипотеза была как подтверждена, так и опровергнута.
![]() |
Подтвердилась ли рабочая гипотеза? Если гипотез было несколько, какая из них оказалась ближе всего к истине? Запиши выводы в полевую тетрадь. |
Пример 1.1. (одна гипотеза)
Рабочая гипотеза подтверждена.

Пример 2.1. (несколько гипотез)Рабочая гипотеза опровергнута.
Рабочие гипотезы подтверждены.
Пример 2.2. (несколько гипотез)
Рабочие гипотезы опровергнуты.
Пример 2.3. (несколько гипотез)
Подтверждена гипотеза о том, что....
![]() |
Если ты можешь сделать и другие выводы и умозаключения, обязательно запиши их в полевую тетрадь. |